white1918 (artemov_igor) wrote,
white1918
artemov_igor

Categories:

Игорь АРТЁМОВ: Белое движение как пример самоорганизации русского народа


Мне всегда казалось, что любой человек, когда-либо
прочитавший книги и воспоминания русских белогвардейцев, участников
гражданской войны в России 1918-1922 годов, и имевший возможность
сравнить их дух, слог и идеологию с тем, что написали красные –
большевики и коммунисты, должен раз и навсегда поддержать в душе белых.
Это касается не только мемуаров вождей белого движения – генералов
Деникина, Краснова, Врангеля, Богаевского, и других, в которых картина и
течение гражданской войны рисуется через восприятие большой политики и
стратегии. Но в первую очередь – воспоминаний рядовых участников Белой
борьбы – Виктора Ларионова («Последние юнкера»), Сергея Мамонтова
(«Походы и кони»), Фёдора Елисеева («С Корниловским конным») и многих
других.


А
потом понял – эти книги просто не прочитали. О сути и идеях той эпохи,
когда в кровавом хаосе на смену Великой Российской Империи шёл Советский
Союз, мои соотечественники в большинстве своём абсолютно не задумались.
И не потому, что не могли достать этих книг или ничего о них не
слышали. Нет, достать их в нашей стране и сейчас не сложно, и говорено
на эту тему немало. А потому, что душа современного человека уже
исковеркана настолько сильно, что она почти не ищет правды – но, в
основном, только материального благополучия, комфорта. А
потому Сталин и Хрущёв ещё как то воспринимаются – первый много сажал и
убивал, - страх от тех страшных репрессий засел на подкорке мозга,
второй прославился кукурузой – то есть стал фигурой почти комичной.
Страх и развлечения – мелкие божки нашей эры всеобщего безудержного
потребления.


Сказать с определённостью, какие идеи несли нашему народу генерал
Пётр Николаевич Врангель или адмирал Александр Васильевич Колчак,
российское общество не может и не очень стремится узнать об этом –
недаром, вся современная машина исторической пропаганды вертится вокруг
«кремлёвских жён» и «денег партии». Такое
невежество имеет и другую, совсем не безоблачную сторону – в сознание
российского обывателя стали активно внедрять штампы, о том, что, якобы:
«царь Николай Второй был слабым и безвольным, продал Россию
иностранцам», что «белые и красные совершали одинаковые жестокости, обе
стороны были не правы но народ поддержал красных, так как они были ему
ближе», что «белые были масонами, хотели раздробить Россию и отдать её в
концессии западным корпорациям, а большевики спасли единство страны» и
так далее.


Историк, да и любой думающий человек, над такими бреднями, конечно,
посмеётся. Но массовое сознание воспринимает то, что ему навязывают. Для
тех, кто родился и вырос уже при «победившей демократии», после распада
СССР, революция и гражданская война – далёкая история. Далёкая и не
интересная. Интерес может появиться, если о тех днях рассказать глубоко и
понятно, если затронуть душу и сердце – но разве много у нас в стране
школьных учителей, способных сделать это, вопреки школьной программе,
составленной в просоветском духе? И разве много публицистов, горящих
желанием сказать правду о наших героических предках? Совсем не случайно,
что единственным фильмом, снятым в РФ к 100-летию революции и
гражданской войны по заказу государства и на государственные деньги,
стал кощунственный фильм «Матильда», полностью искажающий дух и смысл
русской истории? Ясно, что современное государство РФ не на стороне
белых.


Поэтому работа просветительская, разъяснительно-доказательная, очень важна.


Белое движение в русской истории и его уроки


Белое движение это, прежде всего, движение русского народа против
революции, насилия, разрушения единой страны, атеизма и
интернационализма, проявившегося в том, что большевики стремились
натравить все малые народы Российской Империи на народ русский, разрушив
созданное веками государство. То есть естественная реакция здорового
организма на его разрушение и уничтожение. Антибольшевизм – та
эмоциональная платформа, на которой собрались, объединились и начали
действовать все противники советской власти.


Поскольку советская власть провозгласила право малых народов
Российской империи не просто создать свои национальные государства, но и
прихватить при этом территории, населённые этническими русскими,
Белогвардейцы выдвинули лозунг «Единой и Неделимой России», в которой
все народы имели бы равные права и обязанности. Одной из главных
особенностей Белого движения был русский национализм и государственный
патриотизм, который противопоставлялся «пролетарскому интернационализму»
большевиков. Это нашло своё яркое выражение на завершающём этапе войны,
когда основная армия Белых на Юге России была переименована генералом
Врангелем из «Добровольческой армии» в «Русскую армию». Большевики слово
«русский» сознательно нигде и никогда официально не употребляли.


В Белой армии объединились люди различных политических взглядов – от
монархистов до умеренных республиканцев. Большинство из них верили в
Бога – и православные, и лютеране, и магометане. Всех объединяло одно –
идеология Национального спасения. Белые видели Россию национальной
державой, в которой русский народ был бы стержнем и основой, а все
остальные народы имели бы равные права и свободу культурного развития.
Красные стремились сделать Россию факелом мировой революции, смешать все
народы и уничтожить религию.


Начало движения


Началом Белого движения можно считать ноябрь-декабрь 1917 года, когда
вооружённая борьба с большевиками была открыто провозглашена главной
задачей русского народа прибывшими в Новочеркасск генералами Алексеевым,
Кониловым, Деникиным и другими. Началось создание Добровольческой армии
на Юге России, которая впоследствии вынесла на своих плечах главный
груз антибольшевистской борьбы.


Тезис о том, что казачество Дона сразу встало на сторону белого
движения, не выдерживает никакой критики. Казаки в массе своей были
против большевиков – но они долго сохраняли военный нейтралитет между
белыми и красными. Несмотря на личные симпатии к добровольцам донского
атамана генерала Каледина, Добровольческая армия создавалась в
Новочеркасске практически на голом энтузиазме офицеров, прибывавших на
Дон из центральной России. Генерал Алексеев, первый руководитель Белых
добровольцев, был вынужден занять у местного богача Парамонова 50 тысяч
рублей, чтобы приехавшие офицеры, юнкера и кадеты могли разместиться в
пустых казармах и не умерли с голода. А своё первое оружие и артиллерию
добровольцы добыли, разоружив два заражённых большевизмом казачьих полка
в пригороде Новочеркасска, а затем атаковав Ростов и захватив в нём
оружейные склады.


После смерти в январе 1918 года генерала от кавалерии А.М, Каледина
(он застрелился, видя моральное разложение Дона), Добровольческая армия,
в которой на тот момент числилось всего 3000 бойцов, а военным
руководителем был генерал от инфантерии Лавр Георгиевич Корнилов, ушла
на Юг, с Дона на Кубань, пробивая себе дорогу в непрерывных боях, и
возрастая численно за счёт притока новых добровольцев. Познав на
собственном опыте все «прелести» власти большевиков, в армию стали
массово вступать донские и кубанские казаки, которые в последующие годы
внесли огромный вклад в дело антибольшивистской Белой борьбы.


В ноябре 1918 года власть в сибирском Омске захватили военные,
которые провозгласили Верховным правителем России адмирала Александра
Васильевича Колчака. Возник Сибирский фронт, который продвигался к
Волге, очищая от красных города Восточной Сибири и Урала. В мае 1919
года сформировалась третья по значению Белая армия – Северо-Западная
армия генерала Н.Н.Юденича, которая в октябре 1919 года, ведя
наступление, подошла к Пулковским высотам в окрестностях красного
Петрограда.


Задачей этой статьи не является обзор боевых действий гражданской
войны. Отмечу только, что Белые армии, состоявшие в основном из
добровольцев, всегда в несколько раз уступали численно армиям красным,
которые формировались на принципе принудительной мобилизации. Белые были
также хуже вооружены и экипированы, так как основные военные заводы и
фабрики, производящие амуницию, находились во время войны на
территориях, занятых красными.


Несколько выводов


Я не ставлю вопрос, почему Белые проиграли. Это слишком большой
вопрос. Предположу лишь, что состояние русского общества в целом в годы
революционного переворота 1917 года было таковым, что только
незначительное меньшинство героев и идеалистов встали на защиту своей
страны и нации. Большинство осталось равнодушным – и получило власть
коммунистов.


Главным, на мой взгляд, является тот факт, что русские люди, отдавшие
себя служению Белой идее, проявили яркий и сильный пример национальной
самоорганизации, которой нам так явно не хватает сегодня. Когда
возникали и шли в бой Белые армии, не было уже юридически ни России, ни
царя. Не было никого, кто мог бы отдать приказ, взять ответственность на
себя. И эту ответственность брали на себя отдельные люди, в основном
офицеры и генералы, в основном молодые, небогатые и нечиновные. Брали на
себя ответственность за Россию, поступая так по долгу, чести и совести.
Это действительно - подвиг.


Нет никакого сомнения в том, что в Белых армиях
отразилось всё лучшее, что было в нашем народе. Это лучшее, к сожалению,
не смогло преодолеть худшего.


Но можно смело утверждать, что белые спасли честь нашего
народа в ХХ веке. Белое движение - одна из самых ярких страниц
тысячелетней русской истории. Белые идеи не погибнут, пока есть на свете
русские люди. Это идеи – национальные. Наша борьба, поэтому,
продолжается.


Россия Освободится Нашими Силамиприсоединиться к сообществу РОНС-информ! rons_inform

РОНС:Русские новостичитайте материалы на сайте РОНС





Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments